24.05.2022

Менеджмент качества, стандарты ГОСТ и ISO 9000

система менеджмента качества стандарт iso 9000

Как определить, что перед вами компания, которая придерживается установленных на международном уровне правил ведения бизнеса? Познакомиться с размахом деловых операций, которые она осуществляет, с кругом партнеров, с которыми она имеет дело, с престижностью полученных ею международных наград. А еще узнать заранее, придерживается ли она международных стандартов качества ISO. Правда, они не говорят напрямую о высоком качестве продукции, которую выпускает данное предприятие, или услуг, которые оно оказывает – речь идет об объективной оценке качества менеджмента, к которой присоединилась и Россия.

Прототипы современной системы стандартов качества ISO 9000 были созданы еще в 1950-е годы, в эпоху “холодной войны” между коллективным Западом и СССР. Они оценивали надежность поставок важнейших товаров через Атлантический океан в случае, если холодная фаза конфликта перерастет в “горячую”. Но по мере того, как снижалась опасность военного конфликта, а принципы современного менеджмента становились общепринятыми, работа над созданием международной системы стандартов качества, позволяющей завоевывать мировые рынки, переходила на мирные рельсы. Первой “ласточкой” стал стандарт ISO 8402, подготовленный правительством Маргарет Тэтчер, а за ним последовали и стандарты серии ISO 9000, впоследствии неоднократно расширенные и обновленные.

Сегодня стандарты ISO 9000 являются общепринятыми для предприятия любого размера – от гигантского концерна до небольшой фирмы, в которой трудится лишь несколько человек. К ней присоединилось 90 стран мира, включая Японию и Россию, а также развивающиеся страны – Индия, Китай и другие. Кроме того, в России создана своя система сертификации качества – ГОСТ ISO 9000, действующая с начала 2000-х годов. Она учитывает как международный опыт, так и российскую специфику, а также опыт создания системы стандартизации ГОСТ, действовавшей в эпоху СССР.

Сертификацией по утвержденным в России стандартам качества занимаются организации, получившие аккредитацию при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (он же Росстандарт, в прошлом – Госстандарт РФ). При этом стандарты имеют добровольный характер, за исключением требований, установленных для оборонной промышленности. С текстами национальных стандартов, а также с изменениями, внесенными в их содержание, можно познакомиться на общедоступном сайте Росстандарта.

Сертификационные центры, аккредитованные при Росстандарте, помогают не только подготовить и собрать необходимый пакет документов, но и проводят предварительную оценку готовности предприятия-заказчика к процессу сертификации. Они же советуют, какие действия должен выполнить заказчик, чтобы внедрить систему управления качеством, и организуют полное информационное сопровождение на всех этапах этого процесса.

Как подчеркивают и Росстандарт и разработчики национального эквивалента системы стандартов ISO 9000, сертификация в соответствии с международными стандартами необходима предприятиям, которые ориентируются на международный рынок, будь то Запад или Восток, в то время как присоединение к системе ГОСТ ISO 9000 актуально для предприятий, которые планируют развивать свой бизнес на территории России или на территории СНГ. С одной стороны, договоренностей относительно признания российских стандартов за пределами СНГ не существует, с другой стороны, не факт, что международные стандарты, как бы авторитетны они не были, соответствуют требованиям российского рынка. И наконец, сертификация в соответствии с требованиями международной системы ISO 9000 обойдется существенно дороже.

Если выход на международные рынки без сертификатов ISO 9000 практически невозможен, то наличие российских аналогов гарантирует дополнительную лояльность со стороны контролирующих и проверяющих российский бизнес организаций, обеспечивает доверие партнеров, сулит дополнительную вероятность победы в тендере. Как и международные аналоги, наиболее проработанные и современные российские стандарты ГОСТ Р ИСО 9001-2008 имеют универсальный характер, иными словами, подходят для предприятия любого размера и практически любой отрасли. Также они устанавливают личную ответственность руководства принявшей эти стандарты компании за построение системы менеджмента качества и в большей степени ориентированы на запросы потребителя, чем их предшественники.

Share with:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.